Пост стремительно протухает в черновиках, поэтому я принял решение публиковать его самый удачный кусок (такие у меня представления об удачных кусках, да), немножко дополнив актуальными переживаниями.

- Занесло меня как-то раз в Ревашоль.
- Ревашоль?
- Ревашоль. Ну, где бухие копы, убийства, революции, бомжи, социалисты, расисты, корпорации, нищета, наркотики, дырки в реальности и гребаные франкофоны, этот Ревашоль.


Примерно так начиналось мое знакомство с Disco Elysium.

РПГ с километрами текста, крайне удачно обустроившаяся вокруг метания виртуальных кубов, в которой можно все: воровать, убивать, обижать гусей, обдалбываться наркотой и спать в мусорном контейнере. Так мне описывал ее друг, желающий всеми способами отыграть человека-без-башни. Для меня такие развлечения не представляют интереса, поэтому я забил болт. И пока вокруг все визжали от восторга, я в одиночестве сидел на вершине моральных устоев.

Потом за перевод взялась Альфина, и в моем инфополе заговорили о Диско Элизиуме как игре с богатым и нетривиальным миром, классными, прописанными, разнообразными персонажами и большой вариативностью прохождения хорошего линейного сюжета. Thousands years later я купил игру со скидкой в честь выхода русского перевода и вот, наконец, миру явился мой самых честных правил коп: трезвенник, праведник и образцовый всемпомогатор.

И оказалось, что спать в мусорном контейнере и обдалбываться наркотой, чтобы преуспеть в сюжете, необязательно. Вполне можно отыгрывать нормального человека в непростой жизненной ситуации. Игра не ставит вызовов и моральных дилемм такого уровня, чтобы выставить тебя сволочью в конце. Кубы можно перебрасывать после прокачки навыка. Сохранения перед развилками обеспечивают чувство безопасности и в некоторой степени развязывают руки, ведь можно пробовать разные варианты реплик и смотреть больше реакций. А километры текста действительно стоят того, чтобы ради них переигрывать моменты снова и снова.

Так началась моя любовь к Диско Элизиуму. Яркая, полная неожиданностей, разнообразных эмоций, уморительно смешных жизненных ситуаций в трагично-меланхоличной атмосфере нуародекаданса и "эстетики ебеней". Чуть позже выяснилось, что эта любовь все же безответная.

Видите ли, игра не дает вам главного: возможности 24/7 общаться с лучшим в мире напарником Кимом Кицураги.
Маленькая простынка любви
И хотя общение с ним все еще составляет половину контента, доступного в рамках одного прохождения, мне было чертовски обидно, насколько сильно игра игнорирует мое желание превратить ее если не в дейтсим, то как минимум в бадди-муви с прокачкой отношений. Прокачка там есть, но косметическая и, как и все ваши выборы, в целом мало на что влияющая.
Потому что Диско Элизиум не про итоговый результат, а про способы его достижения.

Мне это знание давалось тяжело. Я привык к метагеймингу, к ломанию четвертой стены, к разным концовкам в зависимости от принятых решений. Здесь всего этого нет. И кажется я так и не смог справиться со своими ожиданиями, потому что меня стало расстраивать и второе прохождение. Настолько, что я пока его так и не закончил.

К счастью, закрыть дыру в моем сердечке помогает фандом, такой же одержимый кимом как и я. По ДЭ написано много приличного английского фикла, который я уже упоминал. Артов, конечно, не тонны, но тоже насыпано. Ну и хэдканоны в моей голове множатся, и я надеюсь однажды собрать волю в кулачок и написать что-нибудь по ним.

Пожалуй, единственное, чего мне не хватает, это общения в сообществе, чтобы можно было вместе гореть, но я делаю что могу. Двум людям я игру подарил, еще двум прорекламировал, на этом мое ближайшее окружение кончилось, и теперь вот ты, дорогой читатель (как ты черт побери добрался до этого миллениаловского кладбища), тоже знаешь, что игра есть и в нее надо играть.

Мадам и мсье, хватайте ваши пластиковые пакеты, вооружайтесь синими блокнотами и вперед, в Ревашоль, я вас там жду!