воскресенье, 02 декабря 2018
Пост писался в сентябре, когда я ездил в командировку. Хорошие посты должны настояться :3Снова поезд, снова Питер, снова Остин.
В этот раз мне попался Мэнсфилд-парк (далее МП). Читается лучше, чем Разум и Чувство (РиЧ), но хуже, чем Гордость и Предубеждение (ГиП). Попробую объяснить почему такая, казалось бы, классика работает на мне через раз.
читать дальшеВ ГиП есть несколько героев, которые описаны как довольно приятные люди: умные и порядочные. С одной стороны главная героиня Элизабет Беннет, и ее сестра Джейн, и их папа, и мистер Бингли. К их достоинствам добавляется живость и веселый нрав, их диалоги весело и приятно читать, за происходящим хочется следить. С другой стороны мистер Дарси, также умный и порядочный, в первой половине романа выступает как антагонист для Элизабет, поскольку не только всячески ей досаждает, но также не разделяет некоторых ее ценностей, на почве чего их недопонимание перерастает в середине романа в открытый конфликт. Тем не менее, назвать Дарси отрицательным героем язык не повернется.
Перечисленных положительных персонажей хватает для того, чтобы мне, как читателю, хотелось прожить с ними целый роман, болея за их счастье. При этом этого счастья они заслуживают своими усилиями.
Естественно, в ГиП полным полно действительно отрицательных героев, призванных как создать препятствия, так и оттенить добродетель положительных персонажей. В качестве порока чаще все выдается глупость, а для самых отъявленных злодеев - распущенность.
Так вот, у РиЧ с положительными персонажами довольно печально. Две главные героини, Элинор и Марианна, подразумевающиеся, вероятно, как умная и чувствительная соответственно, в своем противопоставлении выкручены на максимум, а потому вышли безжизненным бревном и полной дурой. За первой просто неинтересно следить, вторую хочется воспитать чем-нибудь тяжелым.
Их окружение описывается людьми вредными либо бесхребетными. Бесхребетных никакие благие намерения не способны побудить к Действию, что также не может сделать их порядочными. И только один бедолага-полковник пытается раз в 200 страниц принести что-то позитивное, с той только оговоркой, что вся его линия посвящена любви к девочке на 30 лет его младше (привет, Джейн Эйр!).
Собственно, в этом кроется моя проблема с этим романом: его герои неинтересны. За них невозможно болеть и желать им счастья. Они либо скучны, либо раздражают, либо появляются редко. И! Что самое обидное, они не преодолевают препятствий своими силами. Почти все решения на них свалились готовыми.
ГиП: Дарси терпит чудовищные унижения и перемалывает свои ценности в труху. Элизабет мучается чувством вины после осознания своих заблуждений и также подвергает свои ценности ревизии. Взаимное искупление приводит их к хэппи-энду.
РиЧ: Элинор - ждет. Марианна - страдает. Эдвард - в домике. Полковник - решает.
Полковник, пожалуй, ближе всех к схеме "усилия - вознаграждение", но он второстепенный персонаж, и не может вытаскивать всю книгу на себе. Кроме того, его усилия ничего ему не стоят, и при этом решают проблемы главных героев.
Что же до, собственно, МП, то там следующий расклад: главная героиня абсолютно пресная "трепетная лань", которую воспитали безропотной и не имеющей ценности в своих глазах. Самая интересная фраза от нее - про красивые деревья. Зависимая от всех вокруг, слабая здоровьем, но твердых нравственных принципов.
Рядом с ней приличный персонаж, умный и порядочный, также с принципами, имеющий цель в жизни.
Половину книги присутствует мудрый папа, профукавший полимеры.
Остальные персонажи не обладают твердыми моральными принципами, и описание романа на этом можно заканчивать. И так понятно, о чем он: парочка моралистов наблюдает за серпентарием, а потом живет долго и счастливо.
Но роман читается гораздо лучше за счет ожидания твиста: сможет ли парочка моралистов вытащить кого-то из серпентария на светлую сторону или все же нет? Грехопадение окончательно и искуплению не подлежит? Меняет ли любовь людей?
Кто-то из второстепенных персонажей перестает быть однозначно отрицательным. Он наделен пороками, но в то же время наделен и добродетелью. Появляется многогранность, это подкупает. И тем обиднее, что по итогу все остаются при своем. За кадром.
В целом, я могу похвалить роман за попытку ввести интригу, подуться за ответы, которые мне не понравились, и поругать за пресных персонажей на главных ролях.Следующей моей попыткой будет Эмма. Не подведи меня, Остин.
@темы:
я просто оставлю это здесь