Конечно же, я прошел
Deltarune.
Undertale оставила в моей душе след, сопоставимый со шрамом от Гуррен-Лаганна, и пройти мимо идейного продолжения - это как вообще? А никак. Поэтому я собрал решимость в кулачок моего котика (да, ее так мало), и сыграл своими клешеньками, не смотря никакие прохождения. Для меня это подвиг, потому что последний раз я играл в экшен игры году в 16... в собсно сам Андертейл, но только после того, как убедился, что там нестрашно.
Мой вердикт для первой главы Дельтаруны: более чем годно, рекомендую причаститься. Но онгоинги это боль.
Тоби Фокс верен себе: в новой игре прекрасная музыка, полно ситуационного юмора и диалоговых шуток, новые и старые классные механики, персонажи харизматичные и запоминающиеся, кругом распиханы пасхалки, кроме того, прокачали визуал. И самое главное, игра относится к своему старшему брату с уважением, не паразитируя на нем. Конечно, выйди Дельтаруна первой, львиная доля контента просто не существовала бы. Нутк без этого фансервиса основной сюжет не уменьшился бы ни на йоту, в игру все равно было бы весело играть, а ждать вторую главу все равно было бы больно.
Однако, Андертейл существует, и мы не можем игнорировать этот факт. Тоби Фокс уже проделал огромную работу, уже сделал один раз игру своей мечты. Поэтому Дельтаруна должна была быть другой. И да, она другая, и она дает совершенно новый опыт. Возможно, после Андертейла, вы не сразу его примете. Но мне кажется, Тоби не мог по-другому. Это его мечта и его путь. За это я его и люблю.
Теперь, когда с формальностями покончено, я оставлю здесь несколько рандомных мыслей.
Внимание! Неприкрытое обсуждение деталей, концовки и т.д, прямо сразу, не отходя от моря.
СПОЙЛЕР АЛЕРТ!!!СПОЙЛЕР АЛЕРТ!!!
1. Тобик как обычно со своими каламбурами и анаграммами делает жизнь переводчика слаще.
Персонаж Ralsei с переводом Ральзэи (как анаграмма Азриэля) выглядит очень плохо. Пока не придумалось ничего лучше, буду звать его Ралсей.
Также у меня есть проблема с Lancer. Определенно у этого Лансера нет ничего общего с Копейщиком из франшизы Fate. Ассоциативно выстраивается ряд Lance => Pike => Spade, и так как персонаж - принц пиковой масти, перевод явно требует реверанса в эту сторону. Но, боюсь, руфандому уже ничего не поможет, если они даже Цветика откатили на Флауи и это я молчу про фейл с балетками-пуантами
2. Я немного обижен на Тоби за Сюзи. Три года фандом не понимал, какую жертву нужно принести Гастеру, чтобы узнать, кто она такая и как влияет на закулисье, а оказалось, что раздражающий пёс просто впихнул отсылку на будущее. То есть, мы были заранее обречены на провал. И здесь во всю ширь встает вопрос: сколько еще тайн Андертейла являются такой вот превентивной отсылкой?
3. Я абсолютно уверен, что Крис = Чара, с поправкой на альтернативную вселенную. Только не та, которая в конце стирает мир, а та, которая упала в Подземелье, и стала жить в семье Дриммуров.
Крис явно усыновлен Асгором и Ториэль (когда они еще были вместе), у него та же цветовая схема, что и у Чары и Азриэля, и сам Азриэль его живой брат. Как если бы Чара не умирала в своей вселенной. Плюс, Крис любит шоколад: горячий шоколад для него заказывает Азриэль, шоколадные конфеты (??chocolate kisses??) для него покупает Ториэль.
Тут же скажу, что в неиспользованных материалах игры есть черновик мануала от Ралсея, датированный 202Х. Эта дата вполне согласуется с 201Х из интро Андертейла. Это год падения Чары в Подземелье и, соответственно, для альтернативной вселенной Дельтаруны это может быть год усыновления Криса. Азриэль в этом мире уже студент университета, что вполне вмещается в "не больше 10" лет разницы между этими датами.
4. Что касается Фриск, у меня есть "только теория", что им должен был быть наш "сосуд". Вместо этого мы играем за душу без сосуда в другом теле, и это отражается на цветовой схеме Криса в Темном Мире: на нем сине-розовая накидка в цвете свитера Фриск.
5. Есть ключевое, на мой взгляд, отличие между активными персонажами, за которых мы играем: Фриск полностью лишен предыстории, а Крис весь описан своим окружением. У Фриск нет родных, нет города, где он вырос, нет воспоминаний о прошлом (кроме воспоминаний Чары), и только финальный выбор дает нам возможность заявить: у Фриск есть место, куда уйти после выхода из Подземелья. Но этого места может и не быть, если мы выбираем остаться с Ториэль.
Крис же полностью вписан в свой мир. Из диалогов мы знаем как он рос, чего хотел, как играл, каков он по характеру.
6.* В копилочку различий между Фриск и Крисом. Крис нелюбопытен и довольно скупо комментирует происходящее. Вспомните, сколько всего мы узнавали в доме Ториэль, сколько эмоций было в диалогах вроде "О, да это же камыш" и "Это ты!" в зеркале. Крис не такой. Крис комментирует в духе "это книги, некогда читать", "это кактус, нечего сказать про него".
*хотя это наблюдение слегка руинит теорию НараЧары в АТ. Она там выглядит весьма заинтересованной, наблюдательной, смешной и знающей толк в отсылках. Крис ее полная противоположность.
7. Я даже представить не могу, что могло произойти в мире ДР, что Ториэль развелась с Асгором. Во вселенной АТ Асгор стал убивать детей. Что, черт подери, должен был сделать Асгор в мире, где кругом только что пони по радуге не скачут?
На самом деле, мог ничего не сделать, просто Тоби нравится динамика этой пары в таком ключе, но мне прям обидно за Асгора. Он же до сих пор хранит цветы из ее букета с их свадьбы!
8. А еще я НЕ ХОЧУ жить с Ториэль. Ториэль мне вообще не нравится ни как персонаж, ни как мать!
9. Но! Ториэль уже три года позиционируется как лучшая мать в игровой индустрии (проглядела намерение детей роскомнадзорнуться во имя добра, всего-навсего), и кто я такой, чтобы спорить. Поэтому мне категорически неясно, что не так с Крисом. С первого взгляда у него все хорошо: есть семья, в которой его любят оба родителя; старший брат (на их хорошие отношения указывает крольчиха в кафе); светлый теплый большой уютный дом и ровно 0 признаков дискриминации в обществе.
Так какого хрена у него нет ни одного друга? Ни одной личной вещи на полке или под кроватью, ни одного украшения или рисунка на стене, ни одного яркого цвета в его стороне комнаты, что резко контрастирует со стороной Азриэля? Тоби, ты что, хочешь, чтобы мы включили диванный психоанализ? Так его есть у нас!
10. Во-первых, Крис единственный человек в городе монстров. Я тут недавно посмотрел прекрасное аниме "Ученик чудовища", и там была ровно эта же ситуация: Не-человек усыновил Человека, и Человек, еще не понимая, что он другой расы, спрашивал, когда у него начнут проявляться отличительные особенности Не-человека. Так вот в аниме все кончилось не очень хорошо, так как, не имея возможности идентифицировать себя как принадлежащего к какой-либо группе, Человек потерял веру в себя и поехал головой.
В Дельтаруне Крис в детстве задавался таким же вопросом. Ториэль рассказывает про этот эпизод со смехом и умилением, вспоминая, как Крис месяцами бегал с накладными рожками, но я вижу в этом Огромную Детскую Травму, наступившую в момент осознания, что рожки как у мамы, папы и брата, у Криса не вырастут никогда.
11. Во-вторых, Крис приемный. В-третьих, родители в разводе. В-четвертых, старший брат, судя по всему, катастрофически успешнее. В-пятых, мать возит его в школу и забирает на машине, хотя там два квартала пешком, а внутрь ведет ЗА РУЧКУ. Я уже говорил, что Ториэль мне не нравится как мать, и всех ее педагогических способностей хватает только на пироги? А ведь она еще и религиозна!
Каждый факт в отдельности способен нанести тяжелую травму, а тут такой винегрет разом. Как при таком раскладе не стать тревожным, молчаливым, забитым воробушком-социофобушком, обращающим на себя внимание только относительно безобидными розыгрышами? Да никак. Бедняга, как же его жалко.
12. Правда, в конце Крис все же перебарщивает, когда потрошит себя, а потом скалится с ножом в руке. Возможно, то, как игрок использует его, самому Крису не понравилось, что и подтолкнуло его к радикальным мерам? Черт подери, да он же на меня скалился, он что, НАМ мстить будет в следующей главе?..
13. По сравнению с Андертейлом начало Дельтаруны тривиально и клишировано. Школьный сеттинг, по моему мнению, может существовать только в пародиях на себя, настолько он пропитан ленью и полным отсутствием вдохновения. Ну Тобик, ну что это такое, опять история про школьного хулигана, ну зачееееем. Т_Т
Отделаться от скепсиса, подаренного таким вступлением, мне удалось только к середине игры.
14. Тоби по-прежнему не очень хорош в эпических историях и бэкграунде (простите, что я считаю Творца неидеальным). Возможно, это не баг, а фича, потому что так делались игры на первые консоли, не знаю. Но я не могу серьезно воспринимать эту телегу с легендами и пророчествами что в АТ, что в ДР. Конечно же, их проблема в том, что они абсолютно никак не влияют на происходящее, не связаны ни с чем в игре, и в принципе даже не исполняются в должной мере. Они могли бы не существовать, и ничего бы не изменилось.
Лучшим воплощением эпической истории остается вступительная сцена в Андертейле, потому что она дает всем событиям контекст, мотивирующую основу как минимум для семейства Дриммуров. Но кто мне скажет, на что повлияло пророчество со стен Подземелья про Ангела? Как Дельта-воины должны принести баланс в силу, если в конце первой главы они просто ушли домой, невзирая на второй фонтан тьмы?
15. Determination исчезла и вместо нее теперь "the power of [что угодно] shines within you".
16. Все главные персонажи почти всю игру скрывают лица: Крис, Сюзи, Ралсей, Лансер, Король.
Про Сюзи все понятно - за время путешествия она должна была изменить свой ужасный характер, обрести друзей и стать более открытой. Это известный троп.
С Ралсеем уже сложнее. У него целых два момента раскрытия истинного облика (плащ в начале и шляпа в конце), и после всех слоев выясняется, что он еще более няшная копия Азриэля. Можно предположить, что Тоби скрывал его лицо ради вот-это-поворота, но возможно под няшной мордашкой скрывается кто-то еще. Как минимум нам обещали показать замок одинокого принца тьмы без подданных, это же должно добавить инфы?
Ситуация Криса, как я уже сказал раньше, выглядит довольно печально и объясняет его замкнутость и закрытость. Кроме того, если принять в работу гипотезу об одержимости волей игрока, выходит, что его настоящая личность и мотивация для нас загадка, так как всю игру мы командовали его действиями. Есть ли у нас шанс увидеть его лицо, как мы увидели лицо Сюзи? Я надеюсь, что да.
Лансер и Король оба имеют тень в форме пики на лице. Я ожидал, что Лансер снимет капюшон до конца игры, но он этого так и не сделал, и я немного разочарован. Кроме этого я ничего не могу сказать, так как никаких теорий на этот счет у меня нет.
17. Пати с коротким присоединением Лансера превращается в классический квартет темпераментов: Сюзи холерик, Лансер сангвиник, Ралсей меланхолик и Крис флегматик.
18. Приключение Криса и Сюзи заканчивается в классе, где раскиданы карты, шахматы и игрушка Шома. Значит ли это, что они все время просто играли? Или мир Тьмы на самом деле является изнанкой, которая вылезает на нашу сторону в качестве таких вот ключевых предметов? Не должны ли персонажи мира Тьмы быть основаны на ком-то из знакомых Криса и/или Сюзи, как это было, например, в Волшебнике Страны Оз?
19. В Дельтаруне есть акцент на то, что у ГГ появляются друзья одного с ним возраста. Дружба со взрослыми в явном виде высмеяна Сансом.
20. Я просто оставлю это здесь: мэр - мать Ноэль.